РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Гр. дело №2(1)-128/2022
15 июля 2022 года город Бузулук
Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Баймурзаевой Н.А.,
при секретаре Алексеевой Н.К.,
с участием ответчика ФИО2, представителя ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» к ФИО2 об исправлении реестровой ошибки, исключении из ЕГРН сведений о местоположении границ земельных участков и установлении границ земельных участков,
с участием третьих лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, кадастрового инженере ФИО4, Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Оренбургской области,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» обратилось в суд с заявлением к ФИО2 установлении границ земельных участков. В обоснование иска указали, что при проведении кадастровых работ по постановке на кадастровый учет отвода земельного участка под существующую автомобильную дорогу Бугульма - Бугуруслан - Бузулук - Уральск общего пользования Оренбургской области в Бузулукском районе было выявлено пересечение границ отвода данной автомобильной дороги с границами земельных участков с кадастровыми номерами: №. Сооружение автомобильная дорога Бугульма - Бугуруслан - Бузулук - Уральск имеет следующие характеристики: кадастровый №; протяженность - 347208 м; год завершенного строительства – 2003, назначение - согласно Перечню, утвержденному Постановлением Правительства Оренбургской области №313-п от 10.04.2012 г. данный объект является автомобильной дорогой общего пользования регионального значения с твердым дорожным покрытием, протяженностью 34121 м, II, III категории, относящейся к государственной собственности Оренбургской области; правообладатель - собственность Оренбургской области (согласно выписки из ЕГРН); право оперативного управления - ГУ «ГУДХОО». Право на спорную автомобильную дорогу и земельный участок под ней возникло ранее, чем на спорный земельный участок с кадастровым номером №, образованный 12.08.2016 г., на момент образования данного земельного участка автомобильная дорога являлась существующей дорогой общего пользования, согласно распоряжению КУГИ Оренбургской области №813-р от 24.04.2002г. «О передаче автомобильных дорог общего пользования Оренбургской области Главному управлению дорожного хозяйства Оренбургской области», а также Постановлению №313-п от 10.04.2012г. «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, находящихся в собственности Оренбургской области». Земельные участки с кадастровыми номерами № пересекают отвод автомобильной дороги, сформированный в соответствии с нормами отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2009г. №717 «О нормах земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса». Данное обстоятельство позволяет сделать вывод, что при формировании земельных участков с кадастровыми номерами №, не были учтены границы автомобильной дороги, вследствие чего в площадь земельных участков включены территории, занимающие полосу отвода автомобильной дороги. По адресу собственника земельных участков с кадастровыми номерами № были направлены письма о согласовании изменений границ участка, все направленные письма возвращены отправителю. В соответствии со сведениями ЕГРН площадь земельного участка с кадастровым номером № составляет 62987 кв.м., площадь пересечения с автомобильной дорогой Бугульма - Бугуруслан - Бузулук - Уральск составляет -289 кв.м. После исправления площади земельного участка с кадастровым номером № изменится и составит 62987 кв.м. В соответствии со сведениями ЕГРН площадь земельного участка с кадастровым номером № составляет 1068500 кв.м., площадь пересечения с автомобильной дорогой Бугульма - Бугуруслан - Бузулук - Уральск составляет 20327 кв.м. После исправления площади земельного участка с кадастровым номером № изменится и составит 1048173 кв.м.
Просит исключить из данных ЕГРН сведения о местоположении границ (координат характерных точек) земельного участка с кадастровым номером №
Установить границы вновь образуемого земельного участка под полосой отвода автомобильной дороги с кадастровым номером № в соответствии со следующими координатами поворотных точек:
№№ | ||
Исключить из данных ЕГРН сведения о местоположении границ (координат характерных точек) земельного участка с кадастровым номером №
№№ пун- | ||
Площадь 1068500 кв.м.
Установить границы вновь образуемого земельного участка под полосой отвода автомобильной дороги с кадастровым номером № в соответствии со следующими координатами поворотных точек:
Площадь – 20300 кв.м.
Установить смежные границы земельного участка с кадастровым номером № со вновь образуемым земельным участком под полосой отвода автомобильной дороги с кадастровым номером № согласно ведомости координат характерных точек границ земельных участков, указанных ниже, находящихся в составе прилагаемого заключения кадастрового инженера.
№№ | ||
Площадь 62987 кв.м.
Установить смежные границы земельного участка с кадастровым номером № со вновь образуемым земельным участком под полосой отвода автомобильной дороги с кадастровым номером № согласно ведомости координат характерных точек границ земельных участков, указанных ниже, находящихся в составе прилагаемого заключения кадастрового инженера.
№№ | ||
Взыскать с ответчика судебные расходы.
Протокольным определением суда от ** ** **** произведена замена ненадлежащего ответчика А. на ФИО1.
Протокольным определением суда от ** ** **** к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен - кадастровый инженер ФИО4.
Протокольным определением суда от ** ** **** к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены – Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Оренбургской области, Управление Росреестра Оренбургской области.
В судебное заседание истец своего представителя не направил, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, просил суд рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Ответчик ФИО2 и ее представитель ФИО3, в судебном заседании иск не признали, по основаниям, изложенным в письменных возражениях, из которых следует, что в своем исковом заявлении истец утверждает, что право на спорную автомобильную дорогу возникло ранее чем право собственности на земельные участки, датируя его 2016 годом. Данное утверждение является ложным и не соответствует сведениям, находящимся в едином государственном реестре. Так согласно данным публичной кадастровой карты, земельные участки, имеющие кадастровые номера: №, поставлены на кадастровый учет ** ** ****. Согласно данным Росреестра, объект недвижимости, с кадастровым номером: №, имеет следующие данные: адрес: , ы; Тип: Сооружение (иное, Автомобильная дорога "Бугульма- Бугуруслан- Бузулук- Уральск"- км. 24+406-км 389+336); Кадастровая стоимость: 195.117.007,00; Дата обновления инфо: ** ** ****; Статус объекта Учтенный; Дата постановки на кадастровый учет ** ** ****; Дата внесения стоимости ** ** ****; Дата определения стоимости ** ** ****; Право № от ** ** **** (Оперативное управление); Право: Право № от ** ** **** (Собственность). Из представленных сведений видно, что земельные участки с кадастровыми номера: №, были поставлены на кадастровый учет ранее объект недвижимости, с кадастровым номером: № Соответственно, никакой кадастровой ошибки при учете объектов недвижимости, а именно земель сельхозназначения, с кадастровыми номера: № и №, не имелось. Требования законодательства при постановке земельных участков на кадастровый учет, были выполнены в полном объеме. В части 10 статьи 22 Федерального закона от ** ** **** № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. Предъявляя исковые требования Истец сослался на положения: ст. 11, ст. 12, ст. 304 ГК РФ, а также на нормы Федерального закона № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», и Постановления Правительства Российской Федерации от 02.09.2009 года № 717 «О нормах земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса». Также Истец ссылается на положения Постановления Пленума Верховного суда от 12.10.2006 года №54 «О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество», а также на Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29.04.2010 года №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой прав собственности и других вещных прав». Согласно пункту 57 постановления Пленума Верховного суда (N10/22) начало срока исковой давности по искам, которые касаются зарегистрированного права, начинается со дня, когда гражданин или госорган узнал, или должен был узнать о записи в ЕГРП. При этом, Верховный суд подчеркнул, что сама по себе запись в ЕГРП о праве на недвижимость или обременении права на нее не означает, что с момента внесении записи в ЕГРП «лицо знало или должно было знать о нарушении права». Главное, что - начало срока исковой давности для оспаривания органом местного самоуправления зарегистрированного права собственности начинается с того дня, когда орган узнал или должен был узнать о записи в реестре и о нарушении своего права. По Земельному кодексу и по закону об органах местного самоуправления на эти органы возложена кроме всего прочего обязанность проведения муниципального земельного контроля, включая контроль по "недопущению самовольного захвата земель". Путем проведение плановых и внеплановых проверок. Да и вообще по закону местное самоуправление целиком и полностью обязано контролировать порядок на своей земле, включая утверждение границ участков, предоставление их гражданам и организациям, проверять, что на этой земле строится и что будет размещено. Таким образом, с учетом даты постановки спорных земельных участков на кадастровый учет 22.08.2011 года, общий срок исковой давности в 3 года, должен рассчитываться для Истца с 22.08.2011 года. Согласно абз 2 п. 12 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" с изменениями и дополнениями от: 7 февраля 2017 г., 22 июня 2021 г., срок исковой давности, пропущенный юридическим лицом, а также гражданином -индивидуальным предпринимателем по требованиям, связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности, не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска. Просят суд отказать в удовлетворении исковых требований ГУ «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» об установлении границ земельных участков, в связи с пропуском срока исковой давности.
Третье лицо – ФГБУ ФКП Росреестра в судебное заседание своего представителя не направило, представило письменный отзыв, из которого следует, что в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером №, категорией земель: «земли сельскохозяйственного назначения», видом разрешенного использования: «для сельскохозяйственного производства», площадью 62987 кв. м, местоположением: Оренбургская обл, р-н Бузулукский, Сухореченский сельсовет. Земельный участок образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №. Сведения о земельном участке внесены в ЕГРН ** ** **** на основании межевого плана от ** ** ****, подготовленного ООО «ТОПЭКС», представленного с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости. Правообладателем земельного участка является ФИО2 По сведениям ЕГРН в пределах земельного участка располагается сооружение с кадастровым номером №. В ЕГРН содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером №, категорией земель: «земли сельскохозяйственного назначения», видом разрешенного использования: «для сельскохозяйственного производства», площадью 1068500 кв.м, место положением: Оренбургская обл, р-н Бузулукский, Сухореченский сельсовет. Земельный участок образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №. Сведения о земельном участке внесены в ЕГРН ** ** **** на основании межевого плана от ** ** ****, подготовленного ООО «ТОПЭКС», представленного с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости. Правообладателем земельного участка является ФИО2 По сведениям ЕГРН в пределах земельного участка располагается сооружение с кадастровым номером №. В ЕГРН содержатся сведения об объекте недвижимости (сооружение) с кадастровым номером №, наименованием: «Автомобильная дорога "Бугульма- Бугуруслан- Бузулук- Уральск"- км. 24+406-км 389+336», протяженностью 347208 м, местоположением: На сегодняшний день в ЕГРН содержатся сведения о кадастровых номерах земельных участков, на которых расположено сооружение, а именно: №. На сегодняшний день в ЕГРН содержатся сведения о зарегистрированных правах на сооружение с кадастровым номером №: Оперативное управление (Государственное учреждение "Главное Управление дорожного хозяйства Оренбургской области"); Собственность (Оренбургская область). По существу заявленных требований сообщаем следующее. В исковом заявлении Истец указывает на пересечение границ отвода автомобильной дороги с границами земельных участков с кадастровыми номерами №, а также утверждает, что требование об установлении границ земельного участка в рассматриваемом случае является спором о праве. В соответствии с действующим законодательством местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч. 8 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ)). Порядок определения местоположения границ земельного участка при их уточнении установлен нормами Закона № 218-ФЗ, а также Требованиями к подготовке межевого плана, утвержденными приказом Росреестра от 14.12.2021 № П/0592. Согласно п. 3. ч. 2 ст. 22 Закона № 218-ФЗ в межевом плане указываются новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков, в том числе в целях исправления указанной в части 3 статьи 61 Закона № 218-ФЗ ошибки в описании местоположения границ земельного участка. В соответствии с ч. 1.1 ст. 43 Закона № 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более. В указанном случае в межевом плане приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка. Допускается изменение площади уточняемого земельного участка в соответствии с условиями, указанными в пунктах 32, 32.1 и 45 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ. В указанном случае в межевом плане приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка. 32.1 и 45 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона. В указанном случае в межевом плане приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка. При проведении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, проверка обоснованности местоположения уточненных границ земельного участка, в том числе изменения площади уточненного земельного участка, если такое уточнение местоположения границ земельного участка не приводит к нарушению условий, указанных в пунктах 32 и 32.1 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ, государственным регистратором прав не осуществляется. Согласно ч. 4 ст. 58 Закона № 218-ФЗ в случае, если необходимость осуществления государственного кадастрового учета установлена решением суда и такое решение суда либо решение суда, разрешившее спор о границах земельных участков и (или) контурах расположенных на них объектов недвижимости, не обязывающее орган регистрации прав осуществить государственный кадастровый учет, содержит необходимые для внесения в ЕГРН основные сведения об объекте недвижимости, в том числе сведения о координатах характерных точек границ земельного участка, координатах характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также соответствует методам их определения, установленным органом нормативно-правового регулирования, представление вместе с этим решением суда в орган регистрации прав межевого плана или технического плана либо акта обследования, подготовленных в результате выполнения кадастровых работ, не требуется. Следует отметить, что в силу п. 20 ч. 1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, если «границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в ЕГРН (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости)». На основании изложенного, в целях исполнимости судебного решения в случае удовлетворения требований, обращаем внимание Истца на необходимость проверки координат земельных участков. Сообщаем, что предварительную проверку межевых планов (а также других подготовленных по результатам кадастровых работ документов) возможно осуществить на официальном сайте Росреестра путем использования электронного сервиса «Личный кабинет кадастрового инженера», в порядке, установленном приказом Минэкономразвития России от ** ** ****№. Кроме того, проверка межевых планов осуществляется по обращению заинтересованного лица в Филиал в рамках оказания экспертных услуг в соответствии с п. 14.21 устава ФГБУ «ФКП Росреестра». В отношении порядка исполнения решения суда поясняем, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация права осуществляются на основании заявления надлежащего лица, за исключением установленных указанным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом №. 218-ФЗ порядке (ч. 1 ст. 14 Закона № 218-ФЗ). Форма заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество утверждена приказом Росреестра от 19.08.2020 №П/0310. Рассмотрение заявленных требований оставляют на усмотрение суда. Просят провести дальнейшее рассмотрение данного дела до вынесения решения или иного судебного акта об окончании производства по делу в отсутствие нашего представителя. Третьи лица - кадастровый инженер ФИО4, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Третьи лица - кадастровый инженер ФИО4, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил, рассмотреть дело при указанной явке.
Выслушав лиц, участвующих в деле и присутствующих в судебном заседании, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
На основании Постановления Правительства Оренбургской области от 10 апреля 2012 года № 313-п «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Оренбургской области» в данный Перечень включены автомобильные дороги «Подлесный-Бабинцево» и «Красногорский-Огонек».
Согласно пп. 5, 6 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" К собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Автомобильные дороги, которые включаются в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, являются собственностью субъекта Российской Федерации (передаются в собственность субъекта Российской Федерации в порядке, установленном федеральными законами и Правительством Российской Федерации).
Оренбургская область является собственником автомобильных дорог «Подлесный-Бабинцево» с кадастровым номером № и «Красногорский-Огонек» с кадастровым номером №.
Строительство автомобильной дороги «Подлесный-Бабинцево» завершено в 1978 году, с которого она находится в эксплуатации, что подтверждается выпиской из реестра государственного имущества Оренбургской области от ** ** ****№.
Строительство автомобильной дороги «Красногорский-Огонек» завершено в 1982 году, с которого она находится в эксплуатации, что подтверждается выпиской из реестра государственного имущества Оренбургской области от ** ** ****№.
Моментом возникновения права собственности Оренбургской области на автомобильные дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения, в том числе и всех её неотъемлемых технологических элементов в границах её полосы отвода – земельных участков, дорожных сооружений, элементов благоустройства и т.п. является момент включения автомобильной дороги, как объекта права, в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Оренбургской области.
Таким образом, автомобильные дороги «Подлесный-Бабинцево» и «Красногорский-Огонек» в составе всех их неотъемлемых технологических элементов внутри полосы отвода являются собственностью Оренбургской области с 10 апреля 212 года.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В соответствии с п. 2 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно пп. 15 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.
Автомобильная дорога – это сложносоставной объект, состоящий из многих конструктивных элементов, в том числе асфальтовое полотно, насыпи, водоотводные канавы, различные защитные сооружения и т. п.
Как прямо следует из законодательного определения понятий «автомобильная дорога» и «полоса отвода автомобильной дороги» эти объекты не ограничены лишь одним земельным участком и могут состоять из множества участков, различных по категории земель.
Объектом права является вся автомобильная дорога в целом, то есть в совокупности все её неотъемлемые технологические элементы (земельные участки, насыпь, дорожное полотно, защитные сооружения и т.п.) внутри границ полосы отвода автомобильной дороги
Согласно п.2 ст.69 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
Отсутствие в ЕГРН сведений об отдельных технологических элементах автомобильной дороги, как то одного или нескольких земельных участков в границах полосы отвода, дорожного сооружения в виде насыпи и асфальтового полотна и прочих технологических элементов, не влечет за собой отсутствие у автомобильной дороги законности правового статуса как объекта вещного права и не свидетельствует об отсутствии принадлежности всех её элементов в границах полосы отвода автомобильной дороги к государственной собственности.
Согласно п. 1 ст. 69 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 года № 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.
Истцу на праве оперативного управления принадлежит автомобильная дорога общего пользования «Бугульма-Бугуруслан-Бузулук-Уральск», кадастровый №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права оперативного управления № от ** ** ****.
Строительство указанной дороги завершено в 2003 году, с которого она находится в эксплуатации.
Ответчику ФИО2 на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, что подтверждается выписками из ЕГРН от ** ** ****.
Установлено, что в пределах указанных земельных участков находится объект недвижимости с кадастровым номером №.
В целях приведения в соответствие земельных участков полосы отвода автомобильных дорог общего пользования «Бугульма-Бугуруслан-Бузулук-Уральск» и постановки их на государственный кадастровый учет истец обратился в ООО «Строительно-земельный центр».
В ходе проведения кадастровых работ ООО «Строительно-земельный центр» проведено натурное обследование и геодезическая съемка конструктивных элементов автомобильной дороги методом спутниковых геодезических измерений и определены границы полосы отвода автомобильных дорог, предусмотренные п. 11 Норм отвода, не менее 3 метров с каждой стороны дороги.
В результате анализа полученных сведений ООО «Строительно-земельный центр» было выявлено пересечение границ отвода автомобильной дороги с границами земельного участка с кадастровым номером 56:08:2308002:62, с местоположением: Оренбургская обл, р-н Бузулукский, Сухореченский сельсовет. Данное пересечение препятствует проведению государственного кадастрового учета отвода автомобильной дороги и её государственной регистрации права. Согласно п.20 ч.1 ст.26 Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ (далее - Закона) не устранение пересечений служит препятствием для проведения государственного кадастрового учета образуемого земельного участка занятым под автомобильную дорогу и, следовательно, вступлению в права владения (обращение в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области о предварительном согласовании предоставления земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование государственному учреждению «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» (далее - ГУДХОО), что приводит в свою очередь к возникновению земельного спора, решаемого в судебном порядке ("Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ).
Автомобильная дорога является существующей дорогой общего пользования, не строящейся и не реконструирующейся. Распоряжение КУГИ Оренбургской области №-рот ** ** **** "О передачи автомобильных дорог общего пользования Оренбургской области Главному управлению дорожного хозяйства Оренбургской области", а также Постановление №-п от ** ** **** "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Оренбургской области" с изменениями от 1 ** ** ****№-п подтверждают статус дороги, как существующая. Так же в сведениях ЕГРН содержатся сведения об автомобильной дороге (сооружение) с кадастровым номером № имеет характеристики: местоположение: , наименование: Автомобильная дорога "Бугульма- Бугуруслан- Бузулук-Уральск"- км. 24+406-км 389+336, право на которое зарегистрировано Собственность: Оренбургская область, Оперативное управление: Государственное учреждение» Главное Управление дорожного хозяйства Оренбургской области", ИНН: <***>.
Собственнику было направлено письмо (№ б/н от 15.04.2020) о согласовании изменений границ земельного участка с кадастровым номером № (без сохранения площади). Документы собственником были получены, что подтверждается отметкой в Уведомлении о вручении. Собственник выразил свое согласие на исправление реестровой ошибки земельного участка подписав СОГЛАСИЕ на исправление реестровой ошибки земельного участка, а также Акт согласования местоположения границ земельного участка, что подтверждается наличием подписи собственника в данных документах. В связи с проведением контрольной геодезической съемкой была выявлена необходимость включение в границы отвода дополнительной территории, на которой расположены конструктивные элементы автодороги, в связи с этим изменилась ширина и площадь образуемого земельного участка под автомобильную дорогу Бугульма - Бугуруслан - Бузулук - Уральск. Данная информация была доведена до собственника письмом № б/н от ** ** ****. Документы собственник не получил, почтовое отправление (конверт с документами) возвращено отправителю. В связи с тем, что собственник не забрал документы по указанному адресу в письме от ** ** ****, было принято решение направить документы повторно (письмо № б/н от ** ** ****) на другой адрес собственника (данный адрес собственник предоставил ранее по телефонным переговорам). Документы собственник так же не получил, почтовое отправление (конверт с документами) возвращено отправителю. В связи с тем, что собственник не забрал документы с почтового отделения, и следовательно не обратился в ГАУ "МФЦ", то не представляется возможным провести государственный кадастровый учет (исправить реестровую ошибку) земельного участка с кадастровым номером №.
В соответствии со сведениями ЕГРН площадь земельного участка с кадастровым номером № составляет 1068500 кв.м., площадь пересечения с автомобильной дорогой Бугульма -Бугуруслан - Бузулук - Уральск составляет 20327 кв.м. После исправления площадь земельного участка с кадастровым номером № изменяется и составляет 1048173 кв.м.(площадь сохранить не представляется возможным).
Так как законодательно не закреплено уточнение ранее уточненных сведений о местоположении характерных точек границ объекта недвижимости, а допускается только изменение сведений местоположении характерных точек границ объекта недвижимости путем исправления ошибки в местоположении характерных точек границ объекта недвижимости, данный межевой план подловлен в соответствии с требованиями законодательства на исправление ошибки в сведениях о местоположении характерных точек границ земельного участка 56:08:2308002:62.
Также в результате анализа полученных сведений ООО «Строительно-земельный центр» было выявлено пересечение границ отвода автомобильной дороги с границами земельного участка с кадастровым номером 56:08:2308002:61, с местоположением: Оренбургская обл, р-н Бузулукский, Сухореченский сельсовет. Данное пересечение препятствует проведению государственного кадастрового учета отвода автомобильной дороги и её государственной регистрации права. Согласно п.20 ч.1 ст.26 Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ (далее - Закона) не устранение пересечений служит препятствием для проведения государственного кадастрового учета образуемого земельного участка занятым под автомобильную дорогу и, следовательно, вступлению в права владения (обращение в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области о предварительном согласовании предоставления земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование государственному учреждению «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» (далее - ГУДХОО), что приводит в свою очередь к возникновению земельного спора, решаемого в судебном порядке ("Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ). Автомобильная дорога является существующей дорогой общего пользования, не строящейся и не реконструирующейся. Распоряжение КУГИ Оренбургской области № 813-р от 24.04.2002 "О передачи автомобильных дорог общего пользования Оренбургской области Главному управлению дорожного хозяйства Оренбургской области", а также Постановление № 313-п от 10.04.2012 "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Оренбургской области" с изменениями от 16.04.2020 № 304-п подтверждают статус дороги, как существующая. Так же в сведениях ЕГРН содержатся сведения об автомобильной дороги (сооружение) с кадастровым номером № имеет характеристики: местоположение: Оренбургская область, Северный, Бугурусланский, Бузулукский, Курманаевский, Первомайский районы, наименование: Автомобильная дорога "Бугульма- Бугуруслан- Бузулук-Уральск"- км. 24+406-км 389+336, право на которое зарегистрировано Собственность: Оренбургская область, Оперативное управление: Государственное учреждение» Главное Управление дорожного хозяйства Оренбургской области", ИНН: <***>.
Собственнику было направлено письмо (№ б/н от 15.04.2020) о согласовании изменений границ земельного участка с кадастровым номером № (с сохранением площади). Документы собственником были получены, что подтверждается отметкой в Уведомлении о вручении. Собственник выразил свое согласие на исправление реестровой ошибки земельного участка подписав согласие на границ земельного участка, что подтверждается наличием подписи собственника в данных документах. На основании этого был подготовлен межевой план и направлен собственнику с письмом № б/н от 16.06.2020 для обращения в Государственное автономное учреждение Оренбургской области "Оренбургский областной многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (ГАУ "МФЦ") с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Документы собственник не получил, почтовое отправление (конверт с документами) возвращено отправителю. В связи с тем, что собственник не забрал документы по указанному адресу в письмо от 16.06.2020, было принято решение направить межевой план повторно (письмо № б/н от 26.08.2020) на другой адрес собственника (данный адрес собственник предоставил ранее по телефонным переговорам). Документы собственник так же не получил, почтовое отправление (конверт с документами) возвращено отправителю.
В связи с тем, что собственник не забрал документы с почтового отделения, и следовательно не обратился в ГАУ "МФЦ", то не представляется возможным провести государственный кадастровый учет (исправить реестровую ошибку) земельного участка с кадастровым номером №.
В соответствии со сведениями ЕГРН площадь земельного участка с кадастровым номером № составляет 62987 кв.м., площадь пересечения с автомобильной дорогой Бугульма - Бугуруслан - Бузулук - Уральск составляет 4289 кв.м. После исправления площадь земельного участка с кадастровым номером № остается неизменной и составляет 62987 кв.м. Так как законодательно не закреплено уточнение ранее уточненных сведений о местоположении характерных точек границ объекта недвижимости, а допускается только изменение сведений о местоположении характерных точек границ объекта недвижимости путем исправления ошибки в местоположении характерных точек границ объекта недвижимости, данный межевой план подготовлен в соответствии с требованиями законодательства на исправление ошибки в сведениях о местоположении характерных точек границ земельного участка №.
Указанные обстоятельства подтверждены межевыми планами, подготовленными кадастровым инженером ** ** ****.
Согласно п. 3 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильные дороги, которые включаются в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения или перечень автомобильных дорог не общего пользования федерального значения, утверждаемые соответственно Правительством Российской Федерации, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, являются федеральной собственностью.
На основании Постановления Правительства Оренбургской области от ** ** ****№-п «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Оренбургской области» в данный Перечень включен автомобильная дорог «Бугульма - Бугуруслан - Бузулук - Уральск».
В соответствии с Перечнем автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Оренбургской области, утв. Постановлением Правительства Оренбургской области от 10 апреля 2012 N 313-п, автомобильные дороги «Бугульма - Бугуруслан - Бузулук - Уральск» является автомобильной дорогой общего пользования регионального значения Оренбургской области и является собственностью субъекта РФ.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В соответствии с п. 2 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно пп. 15 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.
Автомобильная дорога – это сложносоставной объект, состоящий из многих конструктивных элементов, в том числе асфальтовое полотно, насыпи, водоотводные канавы, различные защитные сооружения и т. п.
Как прямо следует из законодательного определения понятий «автомобильная дорога» и «полоса отвода автомобильной дороги» эти объекты не ограничены лишь одним земельным участком и могут состоять из множества участков, различных по категории земель.
Границы полосы отводы автомобильной дороги определяются нормами отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2009 N 717 (далее - Нормы отвода).
Согласно пункту 11 названных Норм определяемые приложениями к ним границы полосы отвода предназначены для определения предельных минимальных размеров земельных участков, необходимых для размещения, в том числе земельных участков, предназначенных для обеспечения необходимых условий производства работ по содержанию автомобильных дорог в пределах полосы отвода, шириной не менее 3 м с каждой стороны дороги, откладываемых от подошвы насыпи или бровки выемки либо от внешней кромки откоса водоотводной канавы (кювета) или иных элементов (сооружений), указанных в пункте 5 Норм отвода.
Полоса отвода автомобильной дороги включает в себя земельные участки шириной не менее 3 метров, откладываемых от подошвы насыпи или иных подобных конструктивных элементов автомобильной дороги.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество, следовательно, ответчиком по такому иску является правообладатель смежного земельного участка.
На основании части 8 статьи 22 Закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Определением суда от ** ** **** по делу назначалась судебная землеустроительная экспертиза, порученная эксперту автономной некоммерческой организации «Оренбургская судебно-стоимостная экспертиза» П..
Экспертизу были поставлены следующие вопросы:
- Имеется ли наложение границ земельного участка с кадастровым номером № на конструктивные элементы автомобильной дороги Бугульма - Бугуруслан - Бузулук - Уральск общего пользования Оренбургской области, кадастровый №.
- Имеется ли наложение границ земельного участка с кадастровым номером № на конструктивные элементы автомобильной дороги Бугульма - Бугуруслан - Бузулук - Уральск общего пользования Оренбургской области, кадастровый №.
- Имеется ли наложение границ земельного участка с кадастровым номером № на земли полосы отвода автомобильной дороги Бугульма - Бугуруслан - Бузулук - Уральск общего пользования Оренбургской области, кадастровый №.
- Имеется ли наложение границ земельного участка с кадастровым номером № на земли полосы отвода автомобильной дороги Бугульма - Бугуруслан - Бузулук - Уральск общего пользования Оренбургской области, кадастровый №.
- С учетом ответа на предыдущие вопросы указать площадь наложения, координаты характерных точек границ земельных участков, подлежащих исключению из ЕРГН в целях устранения наложения, и координаты характерных точек в соответствии с которыми границы земельных участков должны быть установлены после устранения наложения.
Согласно экспертному заключению №-АС от ** ** ****, составленного экспертом П., следует, что в целях исследования по поставленным вопросам проведены геодезические работы на исследуемых объектах - автомобильной дороги Бугульма-Бугуруслан-Бузулук-Уральск общего пользования Оренбургской области, кадастровый №. Построение съемочного обоснования выполнено с использованием не менее трех пунктов государственной геодезической сети с помощью спутниковых измерений с применением GPS приемников.
В ходе проведения натурного обследования экспертом определено местоположение края асфальта, верха насыпи и подошвы насыпи, оголовка водопропускной трубы.
Исследуемые земельные участки границ на местности в виде ограждений и иных межевых знаков не имеют. В связи с этим, при исследовании по поставленным вопросам эксперт исходил из фактического расположения конструктивных элементов автомобильной дороги, определенных на местности, и границ земельных участков, сведения о которых содержатся в ЕГРН на дату исследования.
При определении границ полосы отвода эксперт руководствовался действующими в настоящее время нормами отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2009 года №717.
По результатам проведенного анализа экспертом сделан вывод о том, что имеется наложение границ земельного участка с кадастровым номером №, на конструктивные элементы автомобильной дороги Бугульма-Бугуруслан-Бузулук-Уральск общего пользования , кадастровый №, а также наложение границ земельного участка с кадастровым номером № на конструктивные элементы автомобильной дороги Бугульма-Бугуруслан-Бузулук-Уральск общего пользования Оренбургской области, кадастровый №
Также установлено наложение границ земельных участков с кадастровыми номерами № на земли полосы отвода автомобильной дороги Бугульма-Бугуруслан-Бузулук-Уральск общего пользования Оренбургской области, кадастровый №.
В своем заключении эксперт привел ведомость координат характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером № на конструктивные элементы и полосу отвода автомобильной дороги «Бугульма-Бугуруслан-Бузулук-Уральск» общего пользования с кадастровым номером № указав, что площадь наложения границ земельного участка на конструктивные элементы и полосу отвода автомобильной дороги составляет 5022 кв. м.
Привел координаты характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером №, подлежащих исключению из ЕГРН в целях устранения наложения, и координаты характерных точек, в соответствии с которыми границы земельного участка с кадастровым номером № должны быть установлены после устранения наложения. Площадь участка после устранения наложения составляет 57965 кв.м.
Также привел ведомость координат характерных точек наложения границ земельного участка с кадастровым номером № на конструктивные элементы и полосу отвода автомобильной дороги Бугульма-Бугуруслан-Бузулук-Уральск общего пользования Оренбургской области, кадастровый №, указав, что площадь наложения границ земельного участка на конструктивные элементы и полосу отвода автомобильной дороги составляет 19459 кв. м.
Привел координаты характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером №, подлежащих исключению из ЕГРН в целях устранения наложения, и координаты характерных точек, в соответствии с которыми границы земельного участка с кадастровым номером № должны быть установлены после устранения наложения.
Заключение содержит описание проведенного исследования, ссылки на правовые акты, регулирующие производство экспертиз и методические рекомендации, выводы эксперта мотивированы.
Заключение эксперта суд признает допустимым и достоверным доказательством, поскольку экспертиза проведена экспертом, имеющим соответствующую квалификацию, заключение дано в письменной форме, содержит ясные, однозначные выводы, обоснованные ответы на поставленные судом вопросы, объективность заключения сомнений не вызывает. Эксперт предупреждался об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ. Оснований не доверять заключению судебной экспертизы, соответствующей требованиям процессуального и материального закона, у суда не имеется.
В судебном заседании эксперт П. поддержал выводы экспертизы. Также дополнительно указал, что смежные границы земельного участка с кадастровым номером № со вновь образуемым земельным участком под полосой отвода автомобильной дороги с кадастровым номером № приведены в таблице № заключения №-АС от ** ** ****.
А смежные границы земельного участка с кадастровым номером № со вновь образуемым земельным участком под полосой отвода автомобильной дороги с кадастровым номером №, в следующих координатах характерных точек, приведены в таблице № заключения эксперта №-АС от ** ** ****.
Экспертом дополнительно представлены координаты смежных границы земельных участков с кадастровыми номерами № со вновь образуемым земельным участком под полосой отвода автомобильной дороги с кадастровым номером №.
В судебном заседании эксперт пояснил, что представленная им ведомость координат значительно отличается от имеющейся в материалах дела ведомости.
Суд, соглашается с представленным экспертом заключением, и приходит к выводу о наличии наложения земельного участка ответчика на земельные участки, занятые автомобильными дорогами общего пользования межмуниципального значения с полосой отвода.
Земельные участки с кадастровыми номерами №, поставлены на кадастровый учет в 2011 году.
Утверждения стороны ответчика о необоснованности требований истца в связи с тем, что дорога проходит по земле сельхозназначения, процедура по отводу земли под строительство дорог не согласовывалась с собственниками земельных участков, земельный участок первоначально был поставлен на кадастровый учет в 2014 году, основаны на неправильном применении норм права.
Нормы отвода земель для автомобильных дорог существовали и до принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 02.09.2009 N717 и регламентировались Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 19.12.1974 года № 248, Правилами установления и использования полос отвода автомобильных дорог, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 года №233 и подлежали неукоснительному соблюдению при межевании земельных участков.
Спорные земельные участки находятся в границах полосы отвода автомобильной дороги «Бугульма-Бугуруслан-Бузулук-Уральск», которая построена и введена в эксплуатацию в 2003 году.
Распоряжение об отводе земель под строительство ни кем не оспорено и не отменено.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что формирование границ полосы отвода автомобильной дороги «Бугульма-Бугуруслан-Бузулук-Уральск» произошло гораздо ранее, чем постановка на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами №.
ФИО2 не представила доказательств, бесспорно подтверждающих ее доводы о законности межевания и постановки на кадастровый учет своих земельных участков в существующих границах, тогда как в силу ч. 4 ст. 69 ЗК РФ при проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении.
Также ответчиком не представлены доказательства того, что полотно автодорог с полосой отвода изменило свое направление, контуры, были расширены в результате ремонта (реконструкции).
Постановка на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами № нарушает права и законные интересы истца, в связи с пересечением границ указанных участков с границами объекта, принадлежащего на праве оперативного управления истцу и занятого автомобильной дорогой.
Ни автомобильные дороги, ни их отдельные части, ни их конструктивные элементы, никогда не предоставлялись собственнику спорного земельного участка. В связи с этим, местоположения границ участка с наложением на полосу отвода и конструктивные элементы автомобильных дорог противоречит действующему законодательству.
Определение местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами №, находящихся в частной собственности, с включением в их границы конструктивных элементов автомобильных дорог и предусмотренных законодательством минимальных норм для полос отвода автомобильных дорог, также противоречит подп. 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ, согласно которому ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) автомобильных дорог федерального значения.
Установленные ненадлежащим образом на местности границы спорных земельных участков нарушает право Оренбургской области, как собственника автомобильной дороги, и право истца, как лица, которому дорога передана в оперативное управление, затрудняет реализацию государственной функции по оказанию государственных услуг в сфере дорожного хозяйства и осуществления оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования межмуниципального значения.
Таким образом, координаты характерных точек границ спорных земельных участков, установленных ненадлежащим образом, подлежат признанию недействительными и исключению из ЕГРН.
Выше проведенное экспертное заключение выявило наложение границ спорных земельных участков на конструктивные элементы дорог и границу полосы отвода, поэтому можно сказать, что были допущены нарушения в части установления местоположения границ в части примыкания с автомобильной дорогой. Исполнитель кадастровых работ по выделу сельскохозяйственного участка (пая) при подготовке документов, должен был учитывать на момент выполнения работ действующее законодательство, в данном случае необходимо было учитывать требования норм Постановления Правительства Российской Федерации от 02.09.2009 N 717 "О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса".
При этом у ответчика не могло возникнуть прав на часть спорных земельных участков, спорные земельные участки не могли быть поставлены на учет в существующих границах, с учетом наложения их на автомобильную дорогу.
Требования истца к ответчику – собственнику земельного участка законны, обоснованы и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь положениями Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 02.09.2009 № "О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса", учитывая, что автомобильные дороги фактически занимают свое положение с 1978 и 1982 годов соответственно, то есть с момента их строительства и до того, когда были произведены кадастровые работы по постановке на кадастровый учет земельных участков ответчика, при этом ответчик не представил доказательств, бесспорно подтверждающих ее доводы о законности межевания и постановки на кадастровый учет своих земельных участков в существующих границах, суд приходит к выводу о том, что постановка на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами № в оспариваемых границах, нарушает права и законные интересы истца в связи с наложением границ указанных участков на границы объекта, занятого автомобильной дорогой.
Истцом, с учетом сути заявленных им требований, заявлен спор об установлении границ земельных участков.
Суд, в целях сохранения целостности земельного участка, занятого конструктивными элементами линейного сооружения, приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания недействительными результатов межевания и описания местоположения границ земельного участка ответчика и установления границы земельного участка ответчика в конкретных координатах характерных точек, установленных заключением судебной экспертизы.
Суд отклоняет довод стороны ответчика о пропуске срока исковой давности, указывая на разъяснения, изложенные в пункте 49 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 №22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", и указывает, что исковая давность не распространяется на требование собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения. В этой связи длительность нарушения права не препятствует удовлетворению этого требования судом.
Таким образом, доводы стороны ответчика, о том, что истцом пропущен срок исковой давности на предъявление заявленных требований, отклоняется судом, поскольку заявленные требования об устранении нарушений не связанных с лишением владения, являются негаторными, к которым в силу статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности не применяется.
Кроме того, исходя из материалов дела, истец узнал о нарушении своих прав при межевании в 2020 году, с рассматриваемым иском обратился в суд в октябре 2021 года.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Согласно пункту 3 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
По смыслу Закона о регистрации, установление в судебном порядке описания границ посредством определения координат характерных точек не должно приводить к изменению уникальных характеристик земельного участка. Суд не изменяет ни качественных, ни количественных характеристик участка правообладателя, а приводит существующий объем прав в соответствие с действующим земельным законодательством (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № (2016)).
Из разъяснений, содержащихся в пунктах 52, 53, 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 №10/22, следует, что требование, направленное на оспаривание правомерности установления границы либо в целом кадастрового учета смежного (пересекающегося) участка, должно рассматриваться в исковом порядке. Суд вправе сделать вывод о допущенной кадастровой (реестровой) ошибке только в том случае, если вносимые изменения не повлекут нарушения прав и законных интересов других лиц, а также при отсутствии спора о праве на недвижимость.
Целью исправления реестровой ошибки является приведение данных о фактических границах земельного участка, содержащихся в ЕГРН в соответствии с фактическими границами, установленными на местности, в соответствии с которыми земельный участок предоставлялся заявителю и существует на местности.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность устранения ошибок в сведениях соответствующих государственных информационных ресурсов, в том числе по решению суда, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Из материалов дела усматривается, что внесение изменений в сведения о местоположении смежной границы земельных участков приведет к изменению конфигурации и уменьшению площади земельного участка ответчика.
Истцом заявлено требование об установлении границы земельного участка, что свидетельствовало о наличии по делу межевого спора (пункт 28 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016).
Обращаясь в суд с требованием об установлении границ, Учреждение преследовало одну материальную цель - определить юридические и фактические границы, оспаривая правомерность установления границы смежного (пересекающегося) земельного участка, принадлежащего на праве собственности ответчику.
Данный правовой подход отмечен в пункте 21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019 года.
Указанная категория исков призвана обеспечить решение споров по фактическим границам земельных участков между смежными землепользователями, в том числе при несоответствии таких границ сведениям о границах, имеющимся в государственном кадастре недвижимости, при наложении и пересечении смежных границ, и направлена на устранение неопределенности в прохождении границы смежных земельных участков.
Таким образом, разрешение межевого спора подлежит разрешению путем установления границы смежных участков.
По делу была проведена судебная землеустроительная экспертиза, стоимость которой составила, согласно представленному экспертом счетом на оплату № от ** ** **** 49000 рублей.
Согласно абз. 2 п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. N 1) положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статьи 98, 102, 103 ГПК РФ, статья 111 КАС РФ, статья 110 АПК РФ) не подлежат применению при разрешении иска неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку требования, направленного на защиту личных неимущественных прав (например, о компенсации морального вреда).
Так как исковые требования истца был удовлетворены, то указанные расходы подлежат взысканию в пользу экспертного учреждения с ответчика.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
С ответчика в доход местного бюджета подлежит взыскать госпошлину в сумме 300 рублей, т.к. в материалах дела отсутствуют сведения, подтверждающие, что истцом, при подачи иска, была оплачена госпошлина.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Государственного учреждения «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» к ФИО2 об исправлении реестровой ошибки, исключении из ЕГРН сведений о местоположении границ земельных участков и установлении границ земельных участков – удовлетворить частично.
Исключить из данных ЕГРН сведения о местоположении границ (координат характерных точек) земельного участка с кадастровым номером № приведенных в таблице № заключения эксперта № от ** ** ****:
Установить границы земельного участка с кадастровым номером №, в координатах характерных точек, приведенных в таблице № заключения эксперта № от ** ** ****:
Исключить из данных ЕГРН сведения о местоположении границ (координат характерных точек) земельного участка с кадастровым номером №, приведенных в таблице № заключения эксперта № от ** ** ****:
Установить границы земельного участка с кадастровым номером №, в координатах характерных точек, приведенных в таблице № заключения эксперта № от ** ** ****:
Установить смежные границы земельного участка с кадастровым номером № со вновь образуемым земельным участком под полосой отвода автомобильной дороги с кадастровым номером 56:00:0000000:512, в следующих координатах характерных точек, приведенных в таблице № заключения эксперта № от ** ** ****:
№№ | ||
Установить смежные границы земельного участка с кадастровым номером № со вновь образуемым земельным участком под полосой отвода автомобильной дороги с кадастровым номером 56:00:0000000:512, в следующих координатах характерных точек, приведенных в таблице № заключения эксперта № от ** ** ****:
Взыскать с ФИО2 в пользу АНО «Оренбургская судебно-стоимостная экспертиза» (ИНН<***>, КПП 997950001, ОГРН <***>) расходы за проведение судебной экспертизы в размере 49000 рублей.
Взыскать с ФИО2 в доход местного бюджета расходы по уплате госпошлины в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Бузулукский районный суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Н.А.Баймурзаева.
Решение в окончательной форме принято 22 июля 2022 года.
Подлинник решения подшит в гражданском деле № 2[1]-128/2022 (2[2]-133/2020) (УИД 56RS0008-01-2021-003745-21), находящемся в производстве Бузулукского районного суда.